Коммуникация в коме и сообщество.

стен Томандл ©1995, все права защищены.

вступление

В этой статье представлена процессуально-ориентированная работа с комой, включая проведение мастер-классов и презентаций, финансовые вопросы, случаи из практики, практические аспекты коммуникации в коме, тема участия семьи и вовлеченности сообщества. Все это может помочь нам в представлении и осуществлении работы с комой.  Наше общество обычно рассматривает тех, кто в коме, как людей в «состоянии растения».  Вопреки этой идее, коматозные люди являются частью большой системы взаимосвязей: семьи, друзей, ухаживающих людей, групп в сообществе и сообщества в целом.  Я надеюсь и верю, что больше людей разных уровней станут вовлеченными в работу с комой. Лучшей возможностью может быть совместный рост пациентов и сообщества и достижение того в чем они нуждаются. Польза может включать в себя следующее:  усовершенствование связи с пациентом; проработку горя и других эмоций; управление сложным или опасным поведением пациента; снижение отчаяния ухаживающих за больными, их депрессии и выгорания; развенчание общего ошибочного представления, что коматозный больной «не в своем уме»; признание того, что люди в коме выполняют внутреннюю работу, полезную для них самих, и, возможно, для других членов сообщества.

Я хочу выразить мое глубочайшее восхищение Дуейн Кехн, Керен Кехн и всей большой семье Кехн за их мужество  и упорство перед лицом ежедневной борьбы с несчастьем, связанным с  травматическим поражением мозга. Они открылись миру об их испытаниях и попытках понять того, кто в коме. Огромное спасибо Алиде Хилбрандер, координатору волонтеров хосписа, и членам Shuswap Hospice за поддержку и содействии в продвижении  работы с комой в их сообществе.  Так же огромная признательность родителям, друзьям, волонтерам и специалистам, которые терпели и жертвовали частично или всей своей жизнью, заботясь о тех, кто находится в чрезвычайно удаленном состоянии.

Ниже следует попытка поделиться интимностью, несчастьем, терпением, чувством разочарования, состраданием, любовью, одухотворённостью, разделенностью, открытостью, обыденностью и возбуждением от работы с тем, кто находится в замкнутом состоянии сознания.

Взаимодействие с семьями в невыносимых ситуациях, таких как кома, оставило меня в состоянии благоговения перед любовью людей и приверженностью друг к другу, и их вера в человеческий дух, и огромную силу.

 

кома и коммуникация в коме.

Кома – это экстремально замкнутое состояние в результате поражения, недостатка кислорода, болезни, интоксикации, изменения в обмене веществ, и/или психологических причин.  « Продолжительность комы зависит от протяженности и тяжести патологического процесса, способности помогающих людей работать с содержанием, и психологии больного."(Mindell, Arnold:107-8)

Я заметил, что многие людей, которые сидят с родственниками или друзьями в коме, делают записи небольших сигналов и невербальных реакций пациентов. Они  стремятся развить систему коммуникации, что приведет к обоюдной поддержке и росту. Независимо от прогнозов относительно пациентов, я верю, что эти попытки дают определенные результаты для нашей культуры и духовной жизни. Состояния, в которых находятся коматозные люди, могут обеспечить новой информацией как их самих, так и других людей. Мери Кей Блейкели сделала детальный отчет о ее двухнедельном опыте пребывания в коме. Ее осознание содержит в себе информацию для нее самой, семьи, людей, осуществляющих уход, и мира.[Blakely]          Другие же не вспоминают ничего из их  пребывания в коме, но значительно меняют свою жизнь после возвращения в сознание. Многие не возвращаются в нормальное сознание, но даже в таких случаях люди могут научиться входить в коммуникацию более совершенно. Те, кто не возвращается к культурным нормам, вызывают их семьи и сообщество приспосабливаться и больше узнавать об измененных состояниях сознания.

 

процессуально-ориентированная коммуникация в коме.

Я хочу поблагодарить докторов Минделла и Арнольда, а так же учителей, студентов и клиентов процессуальной работы за происходящее в настоящий момент развитие процессуально-ориентированной коммуникации в коме. Осуществляя процессуальную работу с сотнями коматозных людей, Арни развил гипотезы и техники, которые будут представлены далее в интерпретации работе Дуейн. (см. также Томандл).

Процессуально-ориентированные гипотезы включают следующее: Мы рассматриваем кому как призыв к внутренней работе. Даже, несмотря на тяжелые повреждения, какая-то часть коматозных пациентов «в своем уме» или находятся в рамках их удаленного состояния. С этими частями можно вступать в коммуникацию. Люди в коме делают все возможное в тех обстоятельствах, в которых они находятся, однако у них может быть не значительная или отсутствовать осведомленность о том, что происходит в их внутреннем или внешнем мире. Работающий с комой действует как осведомленный ассистент, помогающий привести внутренние и внешние события к большей осознанности. Это помогает тем, кто в удаленном состоянии обрабатывать информацию и принимать решения, основанные на их опыте.  Как фасилитаторы коммуникации в коме, мы доверяем тому, что происходит перед нами, и взаимодействуем исходя из негативной и позитивной обратной связи пациентов. Когда те, кто в коме заканчивают свою внутреннюю работу, они самопроизвольно переходят в более обыкновенные состояния, настолько, насколько позволяет их состояние.

 

Идея семинара.

Летом 1990 года пятеро из нас представили теорию и техники работы с комой в Хосписе Британской Колумбии (провинция Канады, прим. пер.)/ Конференция Ассоциации Паллиативного Ухода в г. Виктория. Там присутствовала координатор волонтеров Алида Хилбрандер  из Shuswap Hospise, расположенном в Сэмон Арм, сельском сообществе численностью 15 000 человек, находящемся внутри Британской Колумбии. Вообще, волонтеры хосписов проявляют острый интерес и тратят много времени с пациентами. Многие координаторы волонтеров продвигают новые навыки, которые помогают волонтерам в практической работе.

Я верю, что работа с коммуникацией в коме может помочь разрешить некоторые проблемы тем, кто в удаленном состоянии и ухаживающим за ними людьми: буйное поведение; сложности в ежедневном уходе; выгорание персонала; депрессия и отчаяние семьи. Работа с комой часто может поддержать и помочь завершить сложное поведение быстро и безопасно. Когда сотрудники и семья видят, как работа с комой может улучшить коммуникацию, они часто становятся более обнадеженными.

Алида запланировала семинар в Сэмон Арм на май 1992: «Отношение к любимым и пациентам в коме или удаленных состояниях». Алида позвонила мне за две недели до семинара. 15 человек записалось на семинар. Ей нужно было 45 человек, чтобы семинар состоялся. Мы отменили. Я предложил ей считать эти усилия, как предварительную рекламу к следующему семинару, который мы спланируем.

 

Финансы.

Я ощущаю скрытные разговоры о бизнесе и денежных вопросах касательно работы с комой. Я верю, что в травмирующей ситуации семья и друзья не должны думать ни о чем кроме своего любимого человека. Это может быть трагичное, ужасное время. Если кома продолжается долгое время, семьи могут остаться без средств на терапию. Пока работа с коммуникацией в коме не станет более полно включена в медицинскую страховку, люди работающие с комой будут вынуждены искать пути поддержания семей в период травмы и себя в отношении финансов.

С одной стороны, работа с комой может принести различные виды вознаграждения. Клиенты дотягивались до рук, протянутых с небес, путешествовали в рай, и кричали «Господи». Они видели видения, слышали голоса, пели песни, впадали в благоговение, сражались с угнетателями, и обнимали своих любимых. Коматозные люди унесли меня за пределы моей нормальной земной жизни и соединили меня с мыслями и эмоциями большими, чем я сам. Я признателен.

В начале 1993 года два моих коллеги и я отправились в г. Калгери,  Альберта (провинция Канады прим. пер.) проводить семинар по коме в Центре Верные Спутники Иисуса.  Одна из участниц, Карен Кин, приехала из Сэмон Арм. Двенадцатью месяцами ранее ее муж Двейн испытал сердечный приступ, последовавший за 15-20 минутной гипоксией (кислородное голодание). Она попросила нас приехать в Сэмон Арм поработать с ним. Ее средства были ограничены, поэтому мы применили метод мозгового штурма. Большая семья Карен и Двейн оплатит наши затраты на дорогу и проанонсируют нас, плюс к почасовой оплате за работу с Двейн. Алида организует семинар еще раз. Многие родственники Двейна будут присутствовать,  чтобы улучшить свою коммуникацию с ним. Карен и Алида организуют для нас дополнительные личные консультации. Мы все поддержали. Мы будем работать с Двейном, его семьей, людьми, которые за ним ухаживают, организациями и сообществом.

 

Консультация

В ходе подготовки я попросил Карен послать видеозапись, где Двейн снят в разном настроении, как один, так и в окружении людей. Я показал запись и проконсультировался с Арнольдом Минделлом на весеннем практикуме Занятия по консультативным случаям в Институте Процессуальной Работы в Портленде, штат Орегон.

На записи был представлен мужчина средних лет, лежащий в больничной койке, с немного отклоненной назад головой  и изогнутой шеей. Время от времени он двигал головой из стороны в сторону. Он издавал гортанные звуки.

Вот мои записи комментариев Арни:

В его шее происходит борьба. Работай с напряжением там. Положи свои руки на шею и массажируй ее. (Когда Двейн выгибал шею, он отталкивался назад или боролся против чего-то)

Приблизь свой рот к его ухо и издавай такие же звуки как он издает. Он может себя не слышать самого себя, так что ему может понадобиться амплификация чтобы завершить цикл обратной связи.(Это может формировать одну из основных причин, почему люди застревают в коматозных состояниях. Они испытывают недостаток в полной осведомленности о своей коммуникации. Через усиление громкости звуков Двейна он может стать более осведомленным о своей собственной коммуникации. После получения этой обратной связи, он может изменить свое коммуникационное поведение.) Рычание это победный звук (который имеет хорошие шансы развиться в дальнейшую коммуникацию). Они подходят близко к поверхности сознания, всего поведения Двейна.

 

 Процесс начальной гипоксии (кислородного голодания) может до сих пор продолжаться. Его затрудненное дыхание показывает это. (Он может пытаться получить больше воздуха). Постарайся дать ему больше кислорода.

 

Части (его личности)невредимые, даже если повреждены.

Узнай  в учреждении о возможности вмешиваться в работу с Двейном.(Быть внимательным в соблюдении всех правил и порядков и попроси разрешения выйти за пределы обычных процедур.) 

Отслеживай ситуацию с Двейн и его семьей минимум раз в месяц. Он нуждается в большом количестве непрерывного внимания.

Будь сдержанным, не обнадеживай семью чрезмерно. Постарайся говорить так, как есть на самом дела, это лучше, чем сообщать вещи, которые, как тебе кажется, семье хотелось бы слышать. Выясни, как сильно они хотят работать с Двейном, так как они будут обеспечивать большую часть практической работы.

Если ты сохранишь общую атмосферу энтузиазма, это поможет всему полю (близкие, учреждение, сообщество), которое будет помогать Двейну.

 

Фоновая работа

Утро пятницы 11 июня 1993 года, Юдит и я летим в Сэмон Арм. Во время полета мы говорим о том,  какими уважаемыми мы себя чувствуем, будучи приглашенными  к постели больного в интимную ситуацию семьи Кин. Мы планируем работать с Двейном и помогать членом семьи  самим работать с ним. Они могут научиться новым путям взаимодействия с Двейном и практиковать техники для продолжения работы с ним. Мы запишем на видео первую сессию и позанимаемся с ней на следующий день на семинаре. Многие члены многочисленной семьи Двейна и работники клиники, которые ухаживают за ним, будут присутствовать на семинаре: родственники, друзья, профессионалы и волонтеры, которые за ним ухаживают. Мы также свяжемся с близкими родственников и друзей. Целостная структура иллюстрирует создание сети взаимодействия в сообществе при работе с комой.

Карен и ее дочь Вики забрали нас из аэропорта, и мы через полтора часа прибыли в Сэмон Арм. Мы сбросили наши вещи у Карен направились в госпиталь. Карен, Юдит, Вики и я встретились с сыном Двейна Дерси, невесткой Кинди, внуки Джастин 4 лет и малютка Дарси. Мы провели собрание на парковке больницы, расположенной на берегу небольшого озера. Канадские гуси ковыляли под блестящими лучами солнца. Затем мы провели следующие два часа работая с Двейном. Вот первая история:

 

Сердечный приступ

Двейну 54 года, он работал saw filer на местной фабрике пиломатериалов.      Пятнадцатью месяцами ранее он перенес сердечный приступ в 4 часа утра во время сна. Карен сообщила что он пронзительно закричал: « Помогите! Мне кажется у меня сердечный приступ!» Он сам смог сесть и держался за грудь в области сердца            . Он сполз на кровать и уложил свое тело. Скорая помощь прибыла достаточно быстро и забрала Двейна в больницу. Он не дышал в нормальном ритме в течении 15-20 минут. Компьютерная томография головного мозга показала обширные повреждения.   

Из этих деталей мы можем сделать предположение о возможном дальнейшем направлении развития его комы.  Он получил приступ внутри сердца или около него, во время сна или бессознательного состояния. Мы можем спросить себя что «приступ» (в англ вар.: атака) может значить для Двейна, и как это могло бы проявиться в его поведении? Позже мы работали с этой частью его процесса, оказывая давление на жесткие и ригидные мышцы в его шее, стопах, бедрах и руках. Гипотезы:  он бессознательно контратакует или сражается с атакой в этих местах. Мы даем вербальную обратную связь во время работы: Сейчас я толкаю твою правую ногу   ... Ты толкаешь обратно в мою руку… Здорово! Эти попытки, будем надеяться, помогут ему стать более осознанным и восстановить поврежденную мышечно-слухо-мозговую связь.  Люди с серьезными мозговыми повреждениями могут нуждаться в сотнях или тысячах часов работы такого типа.

 

Кислородное голодание

Другой большой процесс вызвал гипоксию (кислородное голодание). Читатель, вы можете попробовать сильно напрячь обе руки и ноги, и перестать дышать на десять-двадцать секунд, чтобы войти в мощное измененное состояние, которое захватило Двейна. Мы поощряли его выдерживать длительные паузы в его дыхании. Когда он останавливался дышать, мы легко давили на его грудь, попутно сообщая ему:  Сейчас ты перестал дышать … Сейчас твоя грудь тихая… Сейчас ты вдыхаешь… Сейчас ты выдыхаешь… Сейчас ты перестал дышать… Сейчас ты задержал дыхание… Эти попытки и практическая работа могут помочь усилить осознанность его телесных ощущений и движений. Сначала Двейн задерживал свое дыхание приблизительно на 30 секунд.

 

Детский сон

Мы спросили Карен о любых ранних детских сновидениях или воспоминаниях, о которых Двейн мог рассказывать ей. Эта информация может обеспечить некий путь исследования, который Арни называет фоновый сновидческий процесс. Отталкиваясь от психологии Юнга, Арни выдвигает гипотезу, что ранние сны и переживания демонстрируют паттерн того, что происходит в настоящем. Текущая репрезентация того раннего опыта может встречаться в телесных ощущениях или движениях, взаимоотношениях с партнером или взаимодействии с окружающим миром.

 

Карен поведала «заряженный» сон Двейна:

Двейн родился на ранчо в г. Альберта. В его подростковые годы ему приснилось это только однажды, но чувства связанные с этим были очень сильными. Он оказался пойманным в камнедробилку. Он мог видеть свет в отверстие в конце трубы камнедробилки, но не мог выбраться. Во время сновидения он фактически поднял дровяную печь с пола. Несомненно, красное свечение из печи имеет сходство со светом в его сне.

 

Зная ранние переживания Двейна связанные со сном, мы можем работать, отталкиваясь от гипотезы, что процесс камнедробильной машины снова проявится в его телесном опыте. «Дробильный» подразумевает силу. Длинные паузы в конце выдоха могут представлять временное состояние «раздробленности». Вдыхание и затвердевание его шеи и конечностей могут совпадать с борьбой против дробления, или даже становится мощными наподобие энергии камнедробилки.

 

 

 

 

Представление семинара.

Мы представляем семинар, который Алида и Хоспис организовали 12 Июня. Присутствуют 30 человек, включая десять близких и дальних родственников Двейна. Их любовь и преданность очень тронули нас.

 

Программа лекции и темы для обсуждения:

1)      Пробужденность к внутренней работе: симптоматически кома походит на зов к глубинной внутренней работе, более широкое, чем просто «вегетативное состояние», в котором ничего не происходит.

2)      Этика и обратная связь: все состояния; нормальная и удаленная; заслуженное одобрение, потому что это может помочь получить доступ к значительной информации, пытающейся проникнуть в осведомленность пациента.

3)      Культурная предвзятость по поводу комы: исследование нашей осведомленности о некоторых измененных состояниях сознания и улучшение осведомленности о других.

4)      Информационная теория: все может быть рассмотрено, как информация и информация продолжает быть коммуникационной  пока она получаема(Diamond). Мы продолжаем исследовать повторение клиентами слов и движений пока не поймем, как им точно помочь.

5)      Сведение на нет использование заявлений: необходимо воздержаться от проецирования идей помощника на клиента.  К примеру: «Продолжай и переживай то, что ты переживаешь и знай это укажет тебе путь».

6)      Минимальные сигналы: обычно упускаются кусочки информации такие как: подергивания, покашливания, вздохи, сглатывания, движения глаз, паттерны дыхания,  стоны и т.д. Увеличение осознанности и поощрение этих сигналов может положить начало выразительной коммуникации.

7)      Устанавливание контакта через каналы: замечание и использование путей, которые понимает клиент и через которые себя выражает: аудиально, визуально, через телесные ощущения, телесные движения, отношения, взаимодействия с окружающим миром.

8)      Выгорание: желание прерваться, как способ достичь большей отстраненности.

9)      Супервизия по вопросам и сложностям, с которыми сталкиваются участники в работе с пациентами на их работе или в семьях.

10)  Метанавыки: Отношение и убеждения, которые формируют основы взаимодействия с клиентами. Метанавыки: сострадание, любовь к человеку, терпение, неизменная открытость к непостижимому; осведомленность относительно взаимосвязи между людьми и окружающим миром; болезни и несчастные случаи  не только паталогичны, но и имеют смысл; готовность воспринять внешне незначительные или бесполезные события серьезно.        (Минделл Эми 1992; Минделл и Минделл)

 

Видео обучение

После обеденного перерыва мы начали видео обучение. Видеозапись наглядно показала возможность Двейна взаимодействовать с окружающим миром, хотя бы короткие промежутки времени. Без значительных вмешательств, сознание Двейна скорее всего было бы отнесено к 3 уровню по Шкале Комы Глазго(Glasgow Coma Scale). Три это низшая оценка, а 15 это нормальный уровень по шкале, которая измеряет сознание по визуальным, аудиальным и моторным реакциям. После взаимодействия с Двейном в течение одного часа, используя техники процессуально-ориентированной коммуникации в коме, он был оценен на 12 за короткий период. 

Демонстрирование большего присутствия в окружающем мире это то, что конечно хотят его близкие. Но тот факт, что он проявляется в окружающий мир на очень короткие промежутки времени, видимо, указывает на две вещи. Он нуждается в огромном количестве времени и поддерживающей работы с его комой, чтобы оставаться внутри и работать над собой; и в усиленной внешней обратной связи с внешним миром.

Стенограмма

Ниже представлены дословные отрывки с видеозаписи. Мы взаимодействовали с Двейном около часа. Он один в больничной комнате, что позволяет нам взаимодействовать достаточно свободно.

Имена отделены двоеточием, показывая говорящего. Комментарии оформлены курсивом.

Стен: Мы собираемся взглянуть на твои пальцы ног. Карен подняла простынь с ноги Двейна. Дарси переставила камеру так, чтобы видеть все тело от основания кровати.

Карен: Я трогаю твою ногу, я трогаю твои пальцы.

Двейн: Закряхтел! на вдохе. Он задвигал своими пальцами до того как Карен дотронулась до них. Позитивная обратная связь.

Стен: Вот оно! Ты говоришь пальцы на ногах и Двейн двигает своими пальцами.

Юдит: Ты только что сделал это. Твой большой палец на правой ноге только что двинулся. Она работает над увеличением осознанности тела Двейна с помощью высокоточной обратной связи.

Карен: Теперь я собираюсь потрогать другой палец. Пальцы левой ноги дернулись до того как Карен коснулась Двейна. Вау! Оба! Правый и левый большие пальцы ног.

Стен: Это было замечательно. Продолжай, Карен.

Карен: Приятель, у нас, правда, получилось движение.

Стен: Когда ты говоришь « у нас, правда, получилось движение» назови местоположение. Ух ты! А сейчас большой палец правой ноги снова!

Значительная часть работы с травматическим повреждением головного мозга касается установлению заново и укреплению нервной связи между телесными ощущениями, движениями, слухом, и визуальными способами коммуникации. Бесконечные часы помощи типа, «Сейчас, когда я касаюсь твоего левого предплечья, твоя правая нога двигается, так же обрати внимание, на что ты смотришь». Помогающий ведет себя как метакоммуникатор, человек, который наблюдает и сообщает полученную информацию клиенту.

Карен: Подвигай большим пальцем левой ноги, Двейн. Ты можешь подвигуть своим большим пальцем? Ты хочешь, чтобы я показала какой палей, какая нога? Она слегка потерла подъем его левой ноги. Он дернул пальцами левой ноги.

Группа: Да, вот это да, ничего себе, вау, ух ты! Ты двинул свой палец. Это победа.

Карен: Она полностью убрала свои руки в сторону от ног Двейна. Что на счет твоего большого пальца на правой ноге? Ты можешь подвигать своим правым большим пальцем? Двейн выдвинул свою правую ногу где-то на десять сантиметров.

Группа: поздравления и восклицания. Мы все испытываем гигантское возбуждение.

Это было уже в тритий раз, когда Двейн вытянул большой палей правой ноги после голосового взаимодействия, без прикосновения. Он продолжил делать это еще дважды. В этот раз его осознанность ближе к поверхности. Он получил управление над некоторыми его мускульными движениями.

Далее я толкнул нижнюю часть его ног и Двейн с силой толкнул их обратно. Я сделал ему комплимент за его силу. Это может быть его жесткость и сила, которые нашли выражение в его сердечном приступе и в детском сне.    

Спустя десять минут к сессии присоденился четырех летний внук Двейна Джастин и начал взаимодействовать с ним. Пока Джастин и Карен говорили о том, как Двейн и Джастин любили бороться и чинить игрушки, Юдит и Вики в свою очередь начали толкать его ноги. Когда Джастин произносил «Джип», опущенные веки Двейна начинали моргать, указывая на возможный внутренний визуальный процесс. Нет прямой связи между этими двумя явлениями, но мы можем выдвинуть гипотезу, что некоторые из слов Джастина активируют образы или, возможно, воспоминания.  Двейн любол джипы  до того, как попал в кому. Мы поддержали Двейна в разглядывание того, что он видит.

Джастин: Он дедушка. Джастин стоял на стуле в изголовье кровати. Не, не, не, не, не. Привет!

Карен: Возьми дедушку за руку. Карен положила руку Джастина в руку Двейна.

Джастин: Я не хочу. Он ужасно болен. Правда, болен. Эй, дедушка!

Я почувствовал, что Джастин привнес немного необходимой легкости и непосредственности в сессию. Он вырзил те вещи, которых остальные стеснялись или  чувствовали неудобным сказать. «Устами младенцев глаголет истина». Двейн работает здесь над внутренними процессами. Он дает позитивную обратную связь через увеличение движений веками, даже хотя его ответ может не соответствовать ожидаемой реакции.  Джастин ушел и Карен начала новое взаимодействие.

Карен: Двейн, я принесла влажное полотенце. Ты хочешь, чтобы я протерла твой рот. Она начала аккуратно протирать его открытые губы. 

Двейн: Хрип!  Он повернул свою голову ближе к ней и закрыл рот. Позитивная обратная связь, в которой Двейн передал нам сильную реакцию, содержало для нас сообщение.

Карен: Тебе нравится это, не так ли. Двейн заулыбался.

Стен: Посмотрите на эту огромную улыбку. Я немного трогаю твое лицо здесь. Я дотронулся верхней части щеки и потянул немного в ту же сторону, в какую двигались улыбающиеся мышцы щеки Двейна. Я помог Двейну быть более осведомленным о том, как его лицо двигалось. Вау, посмотрите на это, о да!

Карен: Она продолжила протирать его рот. Открой рот, Двейн. Ты хочешь немного влаги в своем рту? Он широко открыл.

Стен: Вау! Точно так. Вау! Он прикусил (ртом), а затем начал жевать туда-сюда. Карен потянула наружу полотенце. Положи его обратно. Осторожно пальцы.

Карен: Ого! Приятель, ты кусаешь это полотенце очень даже хорошо.

Стен: Давай намочим вот это. Я предварительно приготовил кусок ткани обернутой вокруг деревянного языкодержателя. Жевательные мышцы человека очень сильные. Я был укушен в палец довольно сильно несколько месяцев назад одним моим клиентом.

Стен: Да, это почти выражение! Двейн повернул свою голову к Стену. Привет! Он сфокусировал свой взгляд на лице Стена.

Двейн: Фыркнул, чавкнул. Широкая улыбка.

Стен: Безусловно, выглядит, будто ты смотришь на меня, а я смотрю на тебя. Правильно!

Карен: Она передвинула мокрый кусочек ткани, обернутый вокруг палочки ближе ко рту Двейна. Приятно и влажно, открой рот. Она остановилась. Двейн открыл рот и начал жевать и сосать ткань. Хорошо, хорошо.

Это произошло дважды, что Двейн открыл свой рот после вербального взаимодействия. Карен убрала палочку, и они установили контакт глаз.

Двейн: Грррууххх, хрип. Я помню, как Арни говорил, что звуки Двейна наиболее близки к поверхности их всех его сигналов. Как только Карен положила свою голову близко к нему. Она еще пробовала палочку, но он сфокусировался на ее и его глазах. После ее еще двух минут контакта глазами, Двейн закрыл свои глаза и вернулся внутрь. Его веки дергались. Он дышал животом и пихался ногами.

Стен: Продолжай, и смотри на то, что ты смотришь... Чувствуй то, что тебе нужно  почувствовать… Пихайся так, как тебе необходимо пихаться. Я поместил свой палец под подбородком Двейна и легко надавил, помогая ему с дальнейшим запрокидыванием головы. Двейн сглотнул.

Юдит: Эти ноги напряжены везде выше колена. Это новое мышечное напряжение, в дополнение к его напряженному процессу.

Стен: Если это мысль, которая только что пришла в голову, держись за нее. Это реакция на его сглатывание. Сглатывание может обозначать, что нечто возникло, а затем человек это сглотнул обратно вниз. Действуя, как знающий докладчик, можно помочь человеку поймать мысль.

По большей части, Двейн оставался нереагирующим более двух минут, пока мы работали с ним. Затем Джастин начал звать его.

Джастин: Дедушка, дедушка! Двейн вернулся обратно наружу посмотреть на своих внуков. Однолетняя Коди взлохматила волосы Двейна и Двейн заулыбался.

 

Видео-обучение оказало хороший эффект на семинаре. Запись помогла рассеять всеобщее неправильное представление, что если человек в коме, то он обязательно «не в себе». Участники увидели, что Двейн присутствует до определенной степени. Коммуникация может происходить двумя путями: помогающий человек прокладывает путь или взаимодействует в тех каналах, в которых сам клиент вступает в коммуникацию.

 

Визит семьи и родственников

На следующее утро, в воскресенье, мы отправились в больницу, чтобы встретиться с Двейном и с пятнадцатью членами его большого семейства. Двейн пребывал больше в своем внутреннем мире в это утро. Это было досадно. Возможно время дня не такое благоприятное, как в пятницу? Может быть, он стесняется толпы?    Может быть, он просто более направлен внутрь сегодня? Независимо ни от чего, мы работаем с ним там, где он находится. Мы поддерживаем его замкнутое состояние. Мы так же привлекли больше родственников, которые не присутствовали в пятницу. Мы должны мягко подталкивать людей к взаимодействию. Естественно, они поначалу избегали этого нового стиля общения с тем, кто, как они считали, практически не присутствует. Настойчивость сыграла свою роль, и некоторые освоились и стали более активными.

Просто собраться все вместе вокруг кровати позволило испытать трогательный и связывающий опыт для всей семьи. Мы выкатили Двейна на его кровати на террасу. Он впервые оказался на улице за пятнадцать месяцев.

Молодые люди и поражение мозга

Остаток дня мы провели, работая с девушкой в Сэмон Арм и молодым человеком из Армстронга, ближайшего города от Сэмон Арм. Их матери присутствовали на семинаре днем ранее. Оба пациента попали в автомобильную аварию, будучи еще подростками, несколько лет назад, и страдали от сильного обширного травматического поражения мозга. Юдит и я были поражены огромным количеством попыток, любви, и времени, которые семьи посвятили своим детям. Они перестроили свои дома и управляли специальными автомобилями для обеспечения особых нужд.

Мы постарались помочь в двух основных областях. Во первых, вовлечь поддерживающих родителей доверять внутренней работе их детей и их измененным состояниям. Что-то происходит внутри людей даже тогда, когда их коммуникативные сигналы остаются незначительными и невербальными. Вторая область представляет больше трудностей: как поддерживать выражение гнева и агрессивной энергии. Работа на противодействие жесткости в мышцах может помочь избавиться от напряжения, которое осталось после удара в момент сильной аварии. Крики так же могут помочь.

Старшее поколение и Альцгеймер

Позже мы работали с матерью одного из участников семинара, которая страдала от Альцгеймера/слабоумия. В течении ее замкнутых состояний мы использовали техники работы с комой. Когда она «вышла» немного наружу и начала произносить «бессмысленные» предложения, мы использовали символический язык, чтобы осуществить коммуникацию с ней. Это включало в себя проникновение за содержание ее речи в то, что она имела в виду. Например: Я хочу пойти домой.

Стэн: Почувствуй все те домашние чувства, увидь образы, иди в твои любимые места в твоем сердце и сознании. Она нуждается в переживаниях дома, даже, несмотря на то, что физически она не может туда вернуться.

Последняя сессия и прощание

Вечером мать Двейна Эмма взяла Алиду, Карен, дядю Арта и меня с Юдит поужинать вне дома. Мы обсуждали ответную реакцию и предложили Эмме и Арту пойти в  больницу завтра утром вместе с нами.

В понедельник утром мы встретились с Двейном и Карен, их детьми, матерью Двейна, дядей Артом, и сотрудниками больницы, чтобы поработать с Двейном. Это наша последняя сессия. Мы все потеряли часть нашего стеснения и быстро и интенсивно приступили к работе как команда, очаровывая друг друга и пробуя новые творческие подходы к взаимодействию. Мы работали с процессом его аноксии, когда он делал паузы во время своего цикла дыхания. Он проявлял себя во вне значительно больше, чем в воскресенье утром. Это целая команда людей, которая проводит с Двейном много времени, поэтому Юдит и я чувствовали удовлетворение, что у нас получилась продуктивная последняя сессия.

Мы искренне попрощались с Двейном, его семьей и сотрудниками больницы. Мы поблагодарили их за подаренную нам возможность больше узнать о коме и сообществах. Мы выразили признательность за поддерживающую атмосферу этой деревенской общины. Вечером, Карен довезла нас обратно до аэропорта в Келоуну. Мы обменялись объятиями и полетели домой в Викторию.  

Заключение

Эта статья является попыткой обрисовать некоторые из смыслов, о том, что работа с комой и участие общины могут способствовать росту осведомленности о коме и о ее влиянии на группу и отдельных людей.